Педагогическое кредо учителя. Педагогическое кредо классного руководителя

Проблема отцов и детей столь же стара, как и сам человеческий вид. Зачастую старшее поколение абсолютно не понимает младшее, а потому между ними постоянно возникают разногласия и споры. Думаем, что каждый из вас в своей жизни не раз слышал разговоры о «лентяях» и «разгильдяях», которыми представлено едва ли не все подрастающее поколение.

imageОбъединяет все эти разговоры то, что практически все сетуют на недостаток воспитания подростков. Что же это такое? Быть может, так называется одно из самых сложных и возвышенных искусств в нашем мире? Именно об этом говорит педагогическое кредо учителя.

Основные задачи учителя

Для начала стоит прояснить, что же такое кредо? Так называют общую «установку», мировоззрение педагога и его видение путей, которыми нужно следовать во время обучения детей.

Но «правильное» педагогическое кредо учителя зачастую состоит только лишь в создании уютной, доброжелательной атмосферы для любого ученика. Подросток должен понять, что школа – это такое место, где его любят и ждут, искренне хотят дать ему все те знания, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Созданию такой благоприятной атмосферы как нельзя лучше способствует постоянная взаимосвязь между всеми участниками преподавательского процесса.

Работа с начальными классами

imageДавайте перечислим некоторые основные правила и установки, которыми всегда нужно руководствоваться в своей педагогической деятельности при условии работы с совсем маленькими детьми:

  • Во главе угла должна стоят только личность ученика. Вы должны научиться сопереживать его неудачам, радоваться его успехам. Каждый ребенок должен вам безусловно доверять.
  • Ко всем детям всегда следует относиться одинаково. К сожалению, это правило нарушается постоянно.
  • Школьную жизнь нужно разнообразить, так как запомниться должно только самое яркое, хорошее и светлое.
  • Если есть такая возможность, необходимо всемерно содействовать созданию профильных классов, в которых каждый ученик сможет наиболее ярко проявить свою индивидуальность. Запомните, что педагогическое кредо учителя начальных классов во многом состоит в развитии талантов каждого ученика!
  • Помните, что у каждого ученика есть свой характер, свои наклонности и таланты. Всех обучаемых старайтесь искренне любить и уважать.
  • Необходимо постоянно заниматься своим самообразованием, стараться расширить свой кругозор.
  • Урок – это не «театр одного актера». Вы должны говорить с ребятами, а они – с вами; лучше всего сделать так, чтобы ученики до всего могли догадаться сами. В этом случае их нужно только подвести к правильному варианту ответа.
  • За своим внешним видом и поведением нужно следить всегда и при всех условиях. Дети, особенно в младших классах, наверняка будут вам подражать. Это едва ли не важнейшая часть того, что должно подразумевать педагогическое кредо учителя начальных классов!
  • Хороший учитель всегда разный, а потому он запоминается на всю жизнь. Хороший педагог – политик и актер одновременно. Запомните, что любой актер неизбежно потеряет свою популярность, если постоянно будет играть одну и ту же роль. Каждый политик быстро утратит доверие своего электората, если будет постоянно произносить одни и те же речи. Увы, но многие педагоги об этом совершенно забывают.

Главное разочарование

Люди, которые уже успели сформировать кредо учителя начальных классов или преподавателя классов старших, говорят только об одной ситуации, которая способна вызвать искреннее раскаяние в неудаче. Если какой-то из учеников по прошествии всего лишь пары лет после окончания школы не узнает (или делает вид, что не узнал) и не здоровается при встрече. Конечно, люди бывают разные. Но если такая ситуация повторяется регулярно и с разными выпусками, имеется смысл задуматься.

Если о ваших выпускниках что-то говорят незаслуженно, всегда имеет смысл пристыдить говорящего. Учитель всегда должен оставаться старшим братом для своих подопечных, пусть даже они давно выросли и самостоятельно ищут дорогу в этом мире.

О роли классного руководителя

Что же должно подразумевать педагогическое кредо учителя, если тот является еще и классным руководителем?

Важно понимать, что классный руководитель является самым необходимым человеком для учащегося на начальном этапе обучения. У этого педагога миссия не только в непосредственном обучении, но и в непосредственном участии в воспитательном процессе. Но все это в идеале. Каким же видит классного руководителя современное общество?

В общем-то СМИ частенько говорят о наболевшем, о довольно неприятной действительности. Классные руководители в последние годы превратились в этакий «бюрократический придаток»: учителя совершенно не заинтересованы в реальной работе с классом, они рассматривают эту должность как своего рода «повинность». Но какими же должны быть отношения нормального классного руководителя и его воспитанников?

Во-первых, педагогическое кредо учителя в этом случае должно включать в себя понимание и практическое использование личностно-ориентированных технологий. Учитель должен стать для ребят равноправным партнером, а не бюрократом, которому до них нет никакого дела. Во-вторых (что вытекает из первого), он обязан искать индивидуальный подход к каждому обучаемому, развивать его веру в себя. Наконец, необходимо просто помнить о том, что конечной целью любого обучения является человек. Точнее, воспитание его личности, культурных особенностей.

Причем совершенно неважно, какие именно воспитательные технологии использует учитель: групповые или же индивидуальные. Суть только лишь в том, чтобы все это помогло воспитать полноценного члена общества.

Какие обязанности накладывает профессия классного руководителя

Чтобы реализовать столь ответственную цель, жизненно важно заручиться полной поддержкой хорошего педагогического коллектива. Если таковой был создан в школе, то на руках у каждого учителя появляется мощный инструмент для воспитания учеников. В своем классе преподаватель должен стремиться к тому же: он должен создать дружный коллектив единомышленников, которые сообща будут решать все свои проблемы.

Вообще, педагогическое кредо классного руководителя не может быть простым, так как эта должность накладывает целый ряд обязательств на человека:

  • Это предполагает огромную ответственность за каждого подопечного обучаемого.
  • Нужно уметь слушать своих учеников, принимать их проблемы и давать дельные советы.
  • Заботиться о психическом, социальном и физическом здоровье своих учеников. Необходимо помогать им выстраивать отношения как с окружающими людьми, так и с родителями.
  • Разумеется, велика значимость умения поддержания дисциплины и порядка. В какой-то степени вам предстоит заменять родителей, старших братьев, сестер и друзей разом.

Наконец, в своих поступках всегда следует руководствоваться нормами морали и справедливости. Как бы банально это ни звучало, но преподаватель – пример для подражания. В особенно значительной степени этот простой факт должно учитывать кредо учителя начальных классов.

Малыши подобны губкам, они легко впитывают всю информацию из внешней среды, а потому такому педагогу следует стремиться к созданию действительно безупречного, безукоризненного своего образа, дабы детям действительно было на кого равняться.

Учителя иностранных языков

В современном мире сложно переоценить умение разговаривать на иностранном языке. А потому и педагогическое кредо учителя английского языка приобретает совершенно особое значение. Ведь от того, насколько успешно вы сумеете дать ребенку материал, насколько сильно сможете заинтересовать его дальнейшим изучением материала, зависит его успешность в дальнейшей, взрослой жизни.

Таким образом, педагогическое кредо учителя английского языка включает в себя умение привить ребенку искренний интерес к своему предмету. Достичь этого можно, только рассказывая об интересных фактах из истории страны изучаемого языка, а также доказывая важность владения им в современном мире. Следует заметить, что в этом случае приоритетное значение приобретают разного рода современные проекты, которые ученики должны выполнять в индивидуальном порядке.

Такая методика способствует значительному улучшению усвоения дополнительного материала, дает ученику массу информации о культурных особенностях изучаемой им страны. Не стоит рассказывать, насколько это обстоятельство важно при реальном общении с иностранцами. Не забывайте о существовании современной техники: ее мультимедийные возможности позволяют устроить аналог лингвистического класса даже в том случае, если специализированного оборудования для решения этой задачи у вас нет.

Все это способствует формированию личностных, творческих особенностей каждого из ваших учеников. Если вам удается справиться с этими задачами, то можно смело считать свое кредо учителя английского языка абсолютно верным. Ко всем своим занятиям постарайтесь относиться максимально творчески: нужно создавать реальные ситуации, которые могут быть в реальной жизни. Если ваши подопечные когда-нибудь отправятся в путешествие, все это им наверняка пригодится.

Учителя дополнительного образования

В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с мнением, что работа преподавателя музыки или класса дополнительного образования не так уж и важна. Во многом связано это с тем, что у многих специалистов педагогическое кредо педагога дополнительного образования отсутствует вовсе. Люди просто принимают свою работу как рутину, никак не способствуя заинтересованности детей в получении дополнительных знаний.

Глупо, конечно же. Кроме того, такой подход крайне вреден для самих детей. Хороший педагог, ведущий занятия по дополнительному образованию, должен уметь заинтересовать подопечных изучаемой ими тематикой. Вообще, педагогическое кредо педагога дополнительного образования должно подразумевать максимально возможное использование внеклассных занятий, индивидуальных проектов и разработок. Позволив детям заниматься действительно интересными им темами, вы будете стимулировать их творческие, познавательные способности.

Преподаватели музыкальных классов

Но все это еще не так сложно в сравнении с задачами преподавателя музыки. Как мы уже писали, в повседневной жизни о важности этой профессии почти никто не задумывается, а зря. Давайте же перечислим, что должно подразумевать собой педагогическое кредо музыкального руководителя:

  • Ваша главная цель должна состоять в том, чтобы помочь ребенку в процессе его самореализации.
  • Занятия музыкой способствуют развитию памяти, смекалки и творческого мышления. Старайтесь активизировать все эти процессы!
  • Нужно всеми силами пытаться снять заторможенность ребенка в момент публичных выступлений, так как умение говорить и даже петь перед аудиторией в жизни может пригодиться всем.
  • Музыка – незаменимый инструмент в деле развития навыков общения.
  • Умение работать в коллективе также можно тренировать, пользуясь для этой цели групповыми выступлениями на публике.
  • Старайтесь задавать детям больше самостоятельных задач по изучению истории музыки и чтению текстов песен: так расширяется словарный запас, формируется образное мышление, появляются изящные языковые обороты.
  • Не забывайте знакомить ребенка с театральными выступлениями. Это не только оттачивает музыкальный слух, но и способствует общему развитию культурной личности.
  • Дайте детям шанс почувствовать себя наследниками богатейшей русской культуры. То же самое, кстати, можно сказать и про педагогическое кредо учителя истории!
  • Пользуйтесь уроками музыки, чтобы развить у детей гуманность, чувство к состраданию. Благо тематика многих всемирно известных произведений этому способствует.

О роли преподавателя русского языка

Ох и недаром у англичан и американцев именно учителя родного, английского, языка пользуются столь всеобъемлющим уважением! И недаром – ведь от умения грамотно, уверенно и красиво изъясняться на собственном языке в прямом смысле зависит вся дальнейшая жизнь человека! К сожалению, педагогическое кредо учителя русского языка редко учитывает столь глобальные цели. Меж тем, в число основных задач этого преподавателя входят следующие:

  • Важно развить в ребенке умение самостоятельно себя дисциплинировать. Это же должно учитывать и педагогическое кредо учителя математики, кстати.
  • Изучение родного языка, со всем его богатством речевых оборотов и форм, его истории и происхождения, помогает поднимать общий культурный уровень обучаемого, прививает ему любовь к собственной стране, основы общей этики и крепких моральных принципов.
  • В процессе творческих задач по написанию эссе и сочинений у детей развивается пространственное мышление, что обязательно стоит учитывать.
  • Нужно привлечь детей к разнообразным постановочным сценам, в которых бы можно было выразить всю глубину и богатство родного языка.
  • Наконец, учитель русского языка должен научить своих подопечных умению выражать свои мысли и чувства, пользуясь для этого богатейшим родным языком, всю гамму красок которого просто невозможно выразить даже в целой книге!

Математика – царица всех наук!

Исторически в нашей стране так сложилось, что математика для большинства школьников не ассоциируется ровно ни с чем приятным. Проще говоря, многие дети откровенно недолюбливают этот предмет и боятся его. Таким образом, педагогическое кредо учителя математики можно сформулировать намного проще, чем все обсуждаемое нами выше: «Нужно дать ученикам понять, что математика – интересная, увлекательная наука, и провести их по миру чисел, отточив их логическое и пространственное мышление».

Развивая тело – развиваешь дух!

Напоследок хотелось бы обсудить еще один важный вопрос. Речь идет про педагогическое кредо учителя физической культуры. Мы уже неоднократно подчеркивали, что многие обыватели не видят особенного смысла в некоторых преподавательских профессиях. Разумеется, это грубейшая ошибка, но встречается она часто. Особенно это заметно в отношении к преподавателям физической культуры.

Меж тем, у хорошего физрука обязательно должно быть свое кредо. В принципе, его можно выразить теми словами, которые стоят в подзаголовке к этим двум абзацам. От преподавателя в этом случае требуется привить ребятам искреннюю любовь к спорту, развитию и совершенствованию своего тела. Донесите до них старинную мысль о здоровом духе в здоровом теле, постарайтесь сделать физическую культуру неотъемлемой частью их повседневной жизни.

Это не только поможет вашим воспитанникам в дальнейшем, но и повысит качество их жизни за счет крепкого здоровья.

Выводы

Как вы могли заметить, существует гигантское количество нюансов при работе учителем. Следует заметить, что все примеры педагогического кредо, которые приведены в этом материале, являются синтезом опыта многих учителей со всех концов нашей страны. Конечно же, использовать их наработки можно и нужно, но все же следует понять, что кредо – понятие сугубо индивидуальное.

Вы должны сами выработать свою методику преподавания, ориентируясь на собственный опыт. Только в этом случае учительская деятельность будет максимально продуктивной и успешной.

Колпакова Наталья Александровна,   педагог-психолог МБОУ города Иркутска СОШ № 57                   «Без паруса и компаса приходится лавировать,                     Вмиг принимать решения, звонить, анализировать,                    Пусть тешат самолюбие активность и экспрессия,                    И дарит упоение любимая профессия!»      Педагогическое кредо? Но ведь я – психолог. Хотя нет, все верно, я – ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ. Конечно же, прежде всего педагог. Ведь не зря столько времени в процессе обучения уделяется изучению педагогики и педагогической психологии.     Школа – это удивительный мир, в котором каждый последующий день не похож на предыдущий. Каждую минуту, каждый миг здесь происходит что-то новое, интересное, не всегда хорошее, но всегда позволяющее сделать для себя вывод: что тебе недостает, к чему тебе надо стремиться, что узнавать, чему учиться. Можно сравнить школу с живым существом — необычным, непредсказуемым, но добрым, без которого не мыслишь себя. И отношения с этим существом, с этим живым организмом наполнены разными чувствами, эмоциями. Они, эти чувства и эмоции, неоднозначны и подчас противоречивы. Но каждый раз вспоминается Экзюпери с великой фразой: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Поэтому в школе нет времени скучать, ссориться и тратить драгоценные часы на нечто пустое, бессмысленное. Постоянно надо спешить, быть интересным для окружающих, дарить им частичку своей энергии, делиться тем, что знаешь и умеешь. Нужно также быть терпеливым, искренним, ответственным. В общем, как у А. Алексина: «Спешите делать добрые дела».     Общение с детьми – это динамический процесс. Не только педагог обогащает детей знаниями, но и они многому учат взрослых. Ребятишки учат принимать их такими, какие они есть, учат быть терпимым к ошибкам других, одновременно учат быть требовательным к самому себе.     С высоты сегодняшнего дня, с высоты накопленного опыта понимаешь, что на самом деле все годы сам не перестаешь учиться. Чтобы все время быть на шаг впереди детей, надо многое знать, надо осваивать новые программы, знать новые технологии, изучать новые технические новинки, читать энциклопедии, справочную литературу. И я учусь все время. Всегда. Везде. И мне нравится этот непрерывный процесс познания нового. Мой девиз: «Постоянно расширять свое образовательное пространство».     Стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что я верю? Я верю в каждого ребёнка, в то, что он по-своему талантлив и не просто так пришел в этот мир. Ведь, «если зажигаются звезды, значит это кому-нибудь нужно». Известная фраза классика для меня звучит как утверждение – не вопрос. Педагогу надо только помочь маленькому человечку раскрыть себя, показать все свои возможности. И я, как неравнодушный педагог, должна увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к раскрытию этого дара.     Что мне помогает в этом? Принципы, которые я реализую: ….чуткость, доброта, искренняя заинтересованность в судьбе ребенка; ….вера в хорошие, добрые начала: стараюсь оценивать человека по его реальным поступкам и знаниям, без использования «ярлыков» и «штампов»; ….признание равенства педагога и ребенка в правах, что, без сомнения, является основой эмоционально-психологического контакта и сотрудничества; общение на равных позициях; ….признание права ребенка на индивидуальность, принятие его таким, какой он есть; ….терпение в работе с детьми и их родителями; ….стремление развить успешность ребенка и его веру в себя; ….возможность увидеть победу, пусть самую маленькую, победу не над другими, а над самим собой – вчерашним; ….умение сопереживать успехам и неудачам детей; ….стремление к саморазвитию; ….искренность и честность при общении с детьми.     Педагог – это не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом и, прежде всего, перед учениками.     Педагог должен сегодня не просто учить, а помочь ребенку найти свой индивидуальный путь в культурном пространстве этого мира, подготовить ребёнка к будущему, научить его владеть собой, чтобы он сумел полностью и быстро использовать все свои способности разумно и экономно.     Уверена, что слагаемые педагогического успеха – это самоотверженность, трудолюбие, профессионализм, моральная чистота и влюбленность в свое дело.     Главное в моей работе не только и не столько мои профессиональные знания. Это моя безмерная любовь к ребятишкам, вера в каждого из них, умение находить «жемчужину в раковине».     Могу сказать, что сложнее, чем быть просто педагогом, быть педагогом-психологом. Ведь не случайно девиз психологов – «Не навреди!» Психология требует очень высоких личностных качеств, высокого самоконтроля, положительного отношения ко всему происходящему.      Иногда, чтобы разобраться в частном, нужно увидеть общее — целостный образ; или проследить историю возникновения того явления, которое пытаешься понять; или уловить нечто главное, важное, стержень проблемы; попробовать отыскать корни проблемы; или просто выслушать того, кто к тебе обратился с вопросом. А порой наоборот — нужно ухватиться за деталь, набор суждений, чтобы определить свое собственное отношение.     Быть психологом, быть педагогом – большая ответственность, чтобы своим движением, жестом или словом не причинить вреда. Ведь тот, с кем я работаю – будь то взрослый или малыш – нуждается во мне, в моей помощи в той или иной степени.     И я хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу, чтобы не было невежества, подлости, лицемерия. Хочу быть искренней с собой, с детьми, друзьями, с близкими и с «далекими» людьми. Хочу быть отзывчивой, чтобы не пройти мимо чужой боли. Для этого я пестую в себе терпение, занимаюсь самосовершенствованием. Главная  /  Портфолио  /  Моё педагогическое кредо

«Я -учитель»

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах… »

Ш.А. Амонашвили

     Думала ли я что когда-нибудь я стану учителем? Не знаю…

   Меня всегда привлекали точные науки. Сидя за второй партой в уютном и  таком родном кабинете нашей маленькой забайкальской школы, я слушала как в очередной раз Черепанова Татьяна Николаевна, мой учитель математики раскладывает такой сложный материал по полочкам.  Удивлялась, как такое возможно? Как можно, никуда не подглядывая, так чётко и ясно, а главное занимательно и  интересно преподносить математический материал?  Восхищённо глядя на учителя, я думала, что она уже родилась такой умной, эрудированной, «ходячей математической энциклопедией ».

     Но это была только одна сторона учительской профессии. С другой стороны работа учителя – это каждодневный и кропотливый труд.

      Об этом я знала не понаслышке… Моя мама учитель, мой учитель. Придя с работы, она до позднего вечера проверяла тетради, готовилась к урокам, анализировала, конспектировала, переживала, расстраивалась, потом снова воодушевлялась, у неё загорались глаза и появлялась еле заметная счастливая улыбка. В этот момент мне казалось, что мама способна покорить любую вершину знаний, свернуть горы трудностей и непонимания.  Не смотря на все испытания педагогической профессии, для мамы школа – это целый мир.

Ну что поделать, если школа для меня Мой свет в окне, уютный дом, моя семья? Порою думаешь: послать бы всё к чертям! Да только сердце не разделишь пополам. Нет, видно, к школе прикипела я душой. Ты мой маяк, моя судьба, мой дом родной!

     И в ту секунду я задумалась. Смогу ли я так? Смогу ли я успевать во всём: быть хорошей женой, прекрасной мамой и профессионалом в своей деятельности. И глядя на маму, я уже знала, что смогу. Ведь у меня перед глазами такой замечательный пример  для подражания – моя мама. Она привила мне уважение  к интеллектуальному труду, учила анализировать, критически мыслить.  А самой большой её заслугой я считаю то, что она научила меня любить, принимать личность ребёнка, относится к каждому ребёнку  как к кому-то особенному и исключительному.

     1998 год. Я студентка физико-математического факультета Забайкальского государственного  педагогического факультета. Почему я выбрала профессию учителя физики? Меня привлекла сама наука.  Физика – это гармония физических теорий и задач, драматическая история физической мысли, величие и парадоксальность современных открытий.  И эти открытия  произошли на уроках моего самого замечательного педагога – учителя физики с большой буквы – Герасимовой Людмилы Георгиевны. Каждый её урок физики, словно маленькое открытие, творческий поиск. Людмила Георгиевна как искусный режиссёр составляла самый рейтинговый сценарий каждого урока, как композитор исполняла незабываемую симфонию лабораторной работы и практического занятия. И физика не казалась мне трудным предметом, наоборот хотелось узнавать новое и неизведанное, проводить как можно больше физических опытов и экспериментов. 

     Стремительно летят года. Каждый день происходят новые открытия. 2003 год —  с красным дипломом на руках я стою на пороге нового, неизведанного и безумно интересного.

      Мой первый урок, воспоминания о нём никогда не сотрутся из моей памяти. В порыве чувств мною было написано стихотворение, которое отражало все мои волнения и переживания первого в жизни урока.

Мой первый урок — что это? Волненье? Переживанье? Быть может, сомнение? А может, мой первый урок заключение? А может, и жизни моей продолжение? Мой первый урок, может быть, нетерпение, И голос не мой, руки сильно дрожат Ошибки, запинки и много волнений, И двадцать пар глаз в ожидании глядят. Мой первый урок —  это много и мало, Запомни сейчас, помни это и впрок! Куда бы по жизни тебя ни бросало. Знай, каждый урок — это первый урок!

   Уже двенадцатый  год я работаю учителем физики и информатики в МАОУ СОШ №1 п.г.т. Забайкальск.

    Всё было за эти годы: слёзы и улыбки, радости и огорчения, победы и поражения, колебания и сомнения.  Это были годы поисков, раздумий, открытий. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Сегодня уже более уверенно я ступаю на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать, предстоит ещё многому учиться.

   Новые информационные технологии. Новые социальные сервисы. Новые образовательные стандарты. Обновлённая школа.  И в этой школе – новый учитель, учитель, владеющий современными образовательными стандартами и технологиями, учитель который каждый день несёт новую информацию детям, осуществляет связь времён и поколений. Именно это толкнуло меня стать учителем информатики и информационных технологий

   Свою роль как учителя информатики я вижу в том, чтобы снабдить учеников инструментами, которые помогут им не потеряться в современном информационном обществе. Каждую секунду  количество информации в мире растет. Навыки работы с информацией, овладение информационно-коммуникационными технологиями – это ключ к успешной учебе, а в дальнейшем – к успешной деятельности во взрослой жизни.

   Современные информационные технологии вообще и использование мультимедийных систем в частности способны в немалой степени и разгрузить учителя, и увеличить заинтересованность школьников в предмете, в конце концов разнообразить серые школьные будни.

    Каждый день мы учим ребят, учимся у ребят. Учитель – это звезда на небосклоне, которая с годами разгорается всё ярче и ярче, образуя созвездия (семья, ученики, педагогический состав), которые объединяются в галактические скопления. И невозможно прервать эту связь, настолько крепко и надёжно соединены между собой звёзды в созвездие, настолько неразрывно связь учителя и ученика. Эту мысль я отразила в стихотворении собственного сочинения.

Останови мгновение, останови свой взгляд.

И посмотри за парты, где школьники сидят.

У каждого свой образ, у каждого свой стиль.

Эмоций просто буря, а может, полный штиль.

У каждого история своя, неповторимая.

Они в одну секунду  то вредные, то милые.

Они такие разные, и каждый уникален.

То гордые, то важные и каждый гениален.

Чему у них учиться, ты спросишь у себя.

Вести себя достойно! Во всём! Везде! Всегда!

Быть просто человеком, любить свою работу.

Вести урок с улыбкой! Нести свою заботу!

Не нужно торопиться, вступать в борьбу со временем.

А нужно насладиться со школьником общением!

Когда глаза сверкают, когда глаза горят!

Когда к тебе направлен, такой горящий взгляд,

Останови мгновенье и загляни в глаза.

Такие ты моменты запомнишь навсегда!

Ведь самый благодарный на свете ученик,

Которому ты в душу  заботою проник.

И не нужны пятёрки ему в такой момент.

И двоечник гордится, коль скажешь комплимент.

Учись у ребятишек всему и каждый миг!

И вырастет однажды достойный ученик.

Придёт к тебе с цветами и сына приведёт.-

Ты снова улыбайся. И так за годом год.

Останови мгновенье и оглянись вокруг:

Принёс плоды большие  твой многолетний труд!

Учись опять учиться  ты у других ребят.

И снова новый образ, и снова новый взгляд…

Останови мгновенье! Задумайся на миг! Чему тебя научит любимый ученик! Ценить, беречь мгновения, что вместе провели! Что к самой верной цели его вы привели! Пройдут года и время, и вспомнишь ты тот миг! Когда смотрел с надеждой тот самый ученик!

Образование 24 января 2015

Проблема отцов и детей столь же стара, как и сам человеческий вид. Зачастую старшее поколение абсолютно не понимает младшее, а потому между ними постоянно возникают разногласия и споры. Думаем, что каждый из вас в своей жизни не раз слышал разговоры о «лентяях» и «разгильдяях», которыми представлено едва ли не все подрастающее поколение.

imageОбъединяет все эти разговоры то, что практически все сетуют на недостаток воспитания подростков. Что же это такое? Быть может, так называется одно из самых сложных и возвышенных искусств в нашем мире? Именно об этом говорит педагогическое кредо учителя.

Основные задачи учителя

Для начала стоит прояснить, что же такое кредо? Так называют общую «установку», мировоззрение педагога и его видение путей, которыми нужно следовать во время обучения детей.

Но «правильное» педагогическое кредо учителя зачастую состоит только лишь в создании уютной, доброжелательной атмосферы для любого ученика. Подросток должен понять, что школа – это такое место, где его любят и ждут, искренне хотят дать ему все те знания, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Созданию такой благоприятной атмосферы как нельзя лучше способствует постоянная взаимосвязь между всеми участниками преподавательского процесса.

imageДавайте перечислим некоторые основные правила и установки, которыми всегда нужно руководствоваться в своей педагогической деятельности при условии работы с совсем маленькими детьми:

  • Во главе угла должна стоят только личность ученика. Вы должны научиться сопереживать его неудачам, радоваться его успехам. Каждый ребенок должен вам безусловно доверять.
  • Ко всем детям всегда следует относиться одинаково. К сожалению, это правило нарушается постоянно.
  • Школьную жизнь нужно разнообразить, так как запомниться должно только самое яркое, хорошее и светлое.
  • Если есть такая возможность, необходимо всемерно содействовать созданию профильных классов, в которых каждый ученик сможет наиболее ярко проявить свою индивидуальность. Запомните, что педагогическое кредо учителя начальных классов во многом состоит в развитии талантов каждого ученика!
  • Помните, что у каждого ученика есть свой характер, свои наклонности и таланты. Всех обучаемых старайтесь искренне любить и уважать.
  • Необходимо постоянно заниматься своим самообразованием, стараться расширить свой кругозор.
  • Урок – это не «театр одного актера». Вы должны говорить с ребятами, а они – с вами; лучше всего сделать так, чтобы ученики до всего могли догадаться сами. В этом случае их нужно только подвести к правильному варианту ответа.
  • За своим внешним видом и поведением нужно следить всегда и при всех условиях. Дети, особенно в младших классах, наверняка будут вам подражать. Это едва ли не важнейшая часть того, что должно подразумевать педагогическое кредо учителя начальных классов!
  • Хороший учитель всегда разный, а потому он запоминается на всю жизнь. Хороший педагог – политик и актер одновременно. Запомните, что любой актер неизбежно потеряет свою популярность, если постоянно будет играть одну и ту же роль. Каждый политик быстро утратит доверие своего электората, если будет постоянно произносить одни и те же речи. Увы, но многие педагоги об этом совершенно забывают.

Главное разочарование

imageЛюди, которые уже успели сформировать кредо учителя начальных классов или преподавателя классов старших, говорят только об одной ситуации, которая способна вызвать искреннее раскаяние в неудаче. Если какой-то из учеников по прошествии всего лишь пары лет после окончания школы не узнает (или делает вид, что не узнал) и не здоровается при встрече. Конечно, люди бывают разные. Но если такая ситуация повторяется регулярно и с разными выпусками, имеется смысл задуматься.

Если о ваших выпускниках что-то говорят незаслуженно, всегда имеет смысл пристыдить говорящего. Учитель всегда должен оставаться старшим братом для своих подопечных, пусть даже они давно выросли и самостоятельно ищут дорогу в этом мире.

Что же должно подразумевать педагогическое кредо учителя, если тот является еще и классным руководителем?

Важно понимать, что классный руководитель является самым необходимым человеком для учащегося на начальном этапе обучения. У этого педагога миссия не только в непосредственном обучении, но и в непосредственном участии в воспитательном процессе. Но все это в идеале. Каким же видит классного руководителя современное общество?

В общем-то СМИ частенько говорят о наболевшем, о довольно неприятной действительности. Классные руководители в последние годы превратились в этакий «бюрократический придаток»: учителя совершенно не заинтересованы в реальной работе с классом, они рассматривают эту должность как своего рода «повинность». Но какими же должны быть отношения нормального классного руководителя и его воспитанников?

imageВо-первых, педагогическое кредо учителя в этом случае должно включать в себя понимание и практическое использование личностно-ориентированных технологий. Учитель должен стать для ребят равноправным партнером, а не бюрократом, которому до них нет никакого дела. Во-вторых (что вытекает из первого), он обязан искать индивидуальный подход к каждому обучаемому, развивать его веру в себя. Наконец, необходимо просто помнить о том, что конечной целью любого обучения является человек. Точнее, воспитание его личности, культурных особенностей.

Причем совершенно неважно, какие именно воспитательные технологии использует учитель: групповые или же индивидуальные. Суть только лишь в том, чтобы все это помогло воспитать полноценного члена общества.

Какие обязанности накладывает профессия классного руководителя

Чтобы реализовать столь ответственную цель, жизненно важно заручиться полной поддержкой хорошего педагогического коллектива. Если таковой был создан в школе, то на руках у каждого учителя появляется мощный инструмент для воспитания учеников. В своем классе преподаватель должен стремиться к тому же: он должен создать дружный коллектив единомышленников, которые сообща будут решать все свои проблемы.

Вообще, педагогическое кредо классного руководителя не может быть простым, так как эта должность накладывает целый ряд обязательств на человека:

  • Это предполагает огромную ответственность за каждого подопечного обучаемого.
  • Нужно уметь слушать своих учеников, принимать их проблемы и давать дельные советы.
  • Заботиться о психическом, социальном и физическом здоровье своих учеников. Необходимо помогать им выстраивать отношения как с окружающими людьми, так и с родителями.
  • Разумеется, велика значимость умения поддержания дисциплины и порядка. В какой-то степени вам предстоит заменять родителей, старших братьев, сестер и друзей разом.

Наконец, в своих поступках всегда следует руководствоваться нормами морали и справедливости. Как бы банально это ни звучало, но преподаватель – пример для подражания. В особенно значительной степени этот простой факт должно учитывать кредо учителя начальных классов.

Малыши подобны губкам, они легко впитывают всю информацию из внешней среды, а потому такому педагогу следует стремиться к созданию действительно безупречного, безукоризненного своего образа, дабы детям действительно было на кого равняться.

В современном мире сложно переоценить умение разговаривать на иностранном языке. А потому и педагогическое кредо учителя английского языка приобретает совершенно особое значение. Ведь от того, насколько успешно вы сумеете дать ребенку материал, насколько сильно сможете заинтересовать его дальнейшим изучением материала, зависит его успешность в дальнейшей, взрослой жизни.

imageТаким образом, педагогическое кредо учителя английского языка включает в себя умение привить ребенку искренний интерес к своему предмету. Достичь этого можно, только рассказывая об интересных фактах из истории страны изучаемого языка, а также доказывая важность владения им в современном мире. Следует заметить, что в этом случае приоритетное значение приобретают разного рода современные проекты, которые ученики должны выполнять в индивидуальном порядке.

Такая методика способствует значительному улучшению усвоения дополнительного материала, дает ученику массу информации о культурных особенностях изучаемой им страны. Не стоит рассказывать, насколько это обстоятельство важно при реальном общении с иностранцами. Не забывайте о существовании современной техники: ее мультимедийные возможности позволяют устроить аналог лингвистического класса даже в том случае, если специализированного оборудования для решения этой задачи у вас нет.

Все это способствует формированию личностных, творческих особенностей каждого из ваших учеников. Если вам удается справиться с этими задачами, то можно смело считать свое кредо учителя английского языка абсолютно верным. Ко всем своим занятиям постарайтесь относиться максимально творчески: нужно создавать реальные ситуации, которые могут быть в реальной жизни. Если ваши подопечные когда-нибудь отправятся в путешествие, все это им наверняка пригодится.

Учителя дополнительного образования

В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с мнением, что работа преподавателя музыки или класса дополнительного образования не так уж и важна. Во многом связано это с тем, что у многих специалистов педагогическое кредо педагога дополнительного образования отсутствует вовсе. Люди просто принимают свою работу как рутину, никак не способствуя заинтересованности детей в получении дополнительных знаний.

Глупо, конечно же. Кроме того, такой подход крайне вреден для самих детей. Хороший педагог, ведущий занятия по дополнительному образованию, должен уметь заинтересовать подопечных изучаемой ими тематикой. Вообще, педагогическое кредо педагога дополнительного образования должно подразумевать максимально возможное использование внеклассных занятий, индивидуальных проектов и разработок. Позволив детям заниматься действительно интересными им темами, вы будете стимулировать их творческие, познавательные способности.

imageНо все это еще не так сложно в сравнении с задачами преподавателя музыки. Как мы уже писали, в повседневной жизни о важности этой профессии почти никто не задумывается, а зря. Давайте же перечислим, что должно подразумевать собой педагогическое кредо музыкального руководителя:

  • Ваша главная цель должна состоять в том, чтобы помочь ребенку в процессе его самореализации.
  • Занятия музыкой способствуют развитию памяти, смекалки и творческого мышления. Старайтесь активизировать все эти процессы!
  • Нужно всеми силами пытаться снять заторможенность ребенка в момент публичных выступлений, так как умение говорить и даже петь перед аудиторией в жизни может пригодиться всем.
  • Музыка – незаменимый инструмент в деле развития навыков общения.
  • Умение работать в коллективе также можно тренировать, пользуясь для этой цели групповыми выступлениями на публике.
  • Старайтесь задавать детям больше самостоятельных задач по изучению истории музыки и чтению текстов песен: так расширяется словарный запас, формируется образное мышление, появляются изящные языковые обороты.
  • Не забывайте знакомить ребенка с театральными выступлениями. Это не только оттачивает музыкальный слух, но и способствует общему развитию культурной личности.
  • Дайте детям шанс почувствовать себя наследниками богатейшей русской культуры. То же самое, кстати, можно сказать и про педагогическое кредо учителя истории!
  • Пользуйтесь уроками музыки, чтобы развить у детей гуманность, чувство к состраданию. Благо тематика многих всемирно известных произведений этому способствует.

О роли преподавателя русского языка

Ох и недаром у англичан и американцев именно учителя родного, английского, языка пользуются столь всеобъемлющим уважением! И недаром – ведь от умения грамотно, уверенно и красиво изъясняться на собственном языке в прямом смысле зависит вся дальнейшая жизнь человека! К сожалению, педагогическое кредо учителя русского языка редко учитывает столь глобальные цели. Меж тем, в число основных задач этого преподавателя входят следующие:

  • Важно развить в ребенке умение самостоятельно себя дисциплинировать. Это же должно учитывать и педагогическое кредо учителя математики, кстати.
  • Изучение родного языка, со всем его богатством речевых оборотов и форм, его истории и происхождения, помогает поднимать общий культурный уровень обучаемого, прививает ему любовь к собственной стране, основы общей этики и крепких моральных принципов.
  • В процессе творческих задач по написанию эссе и сочинений у детей развивается пространственное мышление, что обязательно стоит учитывать.
  • Нужно привлечь детей к разнообразным постановочным сценам, в которых бы можно было выразить всю глубину и богатство родного языка.
  • Наконец, учитель русского языка должен научить своих подопечных умению выражать свои мысли и чувства, пользуясь для этого богатейшим родным языком, всю гамму красок которого просто невозможно выразить даже в целой книге!

Исторически в нашей стране так сложилось, что математика для большинства школьников не ассоциируется ровно ни с чем приятным. Проще говоря, многие дети откровенно недолюбливают этот предмет и боятся его. Таким образом, педагогическое кредо учителя математики можно сформулировать намного проще, чем все обсуждаемое нами выше: «Нужно дать ученикам понять, что математика – интересная, увлекательная наука, и провести их по миру чисел, отточив их логическое и пространственное мышление».

Развивая тело – развиваешь дух!

imageНапоследок хотелось бы обсудить еще один важный вопрос. Речь идет про педагогическое кредо учителя физической культуры. Мы уже неоднократно подчеркивали, что многие обыватели не видят особенного смысла в некоторых преподавательских профессиях. Разумеется, это грубейшая ошибка, но встречается она часто. Особенно это заметно в отношении к преподавателям физической культуры.

Меж тем, у хорошего физрука обязательно должно быть свое кредо. В принципе, его можно выразить теми словами, которые стоят в подзаголовке к этим двум абзацам. От преподавателя в этом случае требуется привить ребятам искреннюю любовь к спорту, развитию и совершенствованию своего тела. Донесите до них старинную мысль о здоровом духе в здоровом теле, постарайтесь сделать физическую культуру неотъемлемой частью их повседневной жизни.

Это не только поможет вашим воспитанникам в дальнейшем, но и повысит качество их жизни за счет крепкого здоровья.

Как вы могли заметить, существует гигантское количество нюансов при работе учителем. Следует заметить, что все примеры педагогического кредо, которые приведены в этом материале, являются синтезом опыта многих учителей со всех концов нашей страны. Конечно же, использовать их наработки можно и нужно, но все же следует понять, что кредо – понятие сугубо индивидуальное.

Вы должны сами выработать свою методику преподавания, ориентируясь на собственный опыт. Только в этом случае учительская деятельность будет максимально продуктивной и успешной.

Источник: fb.ru

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий